Мое меню

Показатели экономической эффективности производства

Выше было сказано, что показатели экономической эффективности должны представлять собой систему оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и состоящую из обобщающих и функциональных показателей.

Обобщающие показатели

К группе обобщающих показателей можно отнести следующие:

- темпы роста выпуска продукции;

- общая рентабельность и её рост;

- затраты на 1 руб. товарной продукции, производство чистой продукции на 1 руб. затрат.

Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции используется в целях анализа динамики производства Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Темпы роста объема чистой (товарной) продукции рассчитываются по формуле:

, (1)

где Тi – объём чистой продукции в i-м периоде, млн. руб.;

Тб – объём чистой продукции в базовом периоде, млн. руб.

Таким образом, темпы роста объёма чистой продукции составляют:

В нашем случае, за 2005 г. по сравнению с 2004 г. объём производства товарной продукции увеличился на 13,4 %. Это значит, что объём товарной продукции в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 118 246 млн. руб.

Показатель затраты на 1 руб. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат

Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих элементов затрат:

- материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

- прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.)

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

, (2)

Следовательно, затраты на 1 руб. товарной продукции в 2004 г. составили:

а в 2005 г.:

Таким образом, предприятие РУП «МТЗ» в 2005 г. затратило на 1 руб. товарной продукции 0,658 руб., что говорит об уменьшении затрат, т.к. в 2004 г. данный показатель составлял 0,677 руб.

В показателе затрат на 1 руб. товарной продукции концентрируются все текущие издержки производства, вызванные выработкой и реализацией всей товарной продукции – основной и неосновной, сравнимой и несравнимой. Разница между 1 руб. товарной продукции и затратами на неё показывает величину прибыли, полученную предприятием с каждого рубля товарной продукции. Уровень этих затрат отражает также уровень организации производства.

Обратный показатель затратам на 1 руб. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат:

, (3)

где Т – объём чистой продукции в i-м периоде, млн. руб.;

Ст – себестоимость продукции, млн. руб.

Следовательно, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат составляет:

- 2004 г.

- 2005 г.

Таким образом, мы видим, что этот показатель улучшился по сравнению с 2004 г., что свидетельствует о хорошем уровне организации производства.

Общая рентабельность и её рост, факторный анализ рентабельности производства завода

В данном разделе мы уделим особое внимание исследованию показателя общей рентабельности предприятия, а также рассмотрим факторы и изучим меры влияния каждого из них на итоговый показатель рентабельности предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5