Мое меню

Мотивация персонала: стимулирование, матери-альное поощерение и неэкономические способы мотивации.

Приложение 2

Таблица 2

Важнейшие стадии развития управлени персоналом

Стадии

развития

компании

Основные

характеристики

компании

Основные

характеристики управления

персоналом

I

Зарожде-ние

компании

Компания только создана, отличается предпринимательством и управляется собственником

Ведение личных дел, оплата труда,

наем и увольнение; УП часто не

формальное, размытое; все дела

ведутся вручную

II

Функциональный

Рост

Происходит техническая специализация; растут подразделения, производственные линии и

рынок; оргструктура

формализована

Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфических должностей; появляется начальник отдела

кадров; обработка данных по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не становится частью УП

III

Контролируемый рост

Рациональная администрация; профессионализация управления дефицитными ресурсами; покупаются другие фирмы,

диверсифицируется

производство; усиливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями

Управляющий персоналом с более высоким статусом; большая автоматизация кадровой информации,

включая квалификационные профили; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена о ней; УП становится более

ориентированным на конечные результаты бизнеса

IV

Функциональная интеграция

Диверсификация, децентрализация,

структура организации строится вокруг продуктов и центров прибыли, проектное и матричное управление; больше внимания уделяется интеграции; оргструктура более плос­кая и горизонтальная

УП ориентировано на интеграцию

различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение,

коммуникация и т.д.); расширение кооперации с другими менеджера­ми; долгосрочное планирование; междисциплинарные проекты; акцент на производительность, эффективность, гибкость; широко применяется информационная технология в планировании, анализе и оценке; развитие интеграцион­ных квалификаций; внешние коле­бания деловой среды известны и

интегрированы в управление изменениями. Практика УП отработана

V

Стратеги­ческая

интеграция

Сотрудничество, групповая культура; межфункциональная

горизонтальная ин­теграция; большая адаптируемость к

частым изменениям; стратегическое планирование; структура строится вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональными менеджерами и их командами

УП построено вокруг стратегии

компании и является ее составной частью; систематический анализ

внешней среды и оценка ее воз­можного воздействия; активная

роль в принятии управленческих

решений; долгосрочное планирование развития персонала; акцент на

эффективность, УЧР входит в компетенцию президента компании

или его первого заместителя

[1] Вильховченко Э.О. «О «посттейлоризме» и «человеческом капитале» // МЭ и МО. – 1998, - №11 – С. 3-5.

[2] Семенов А. «Посттейлоризм и теория человеческого капитала» // МЭ и МО, 1999 г. - №9 – С. 3-9.

[3] Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации в мире. – М.: Высш. школа, 1998. – С.11-13.

[4] Патнэм Р. «Процветающая комьюнити, социальный капитал и общая жизнь» // МЭ и МО. – 2000. – №4, С.12-16.

[5] Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6. – С.8-12.

[6] Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ., 2000. – С.21-23.

[7] Кибалов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. Учебник для студ-ов. – М.: Дело. – 1999. – С.15-16

[8] Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.Шмидта, М.: Депо, 1999. – С. 26-28

[9] Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления, М.: Гардарики, 1999. – С.19-21.

[10] Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель. – М.: Проспект, 2001.

[11] Управление персоналом. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 35.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8