Мое меню

Как классифицируем?

Естественно, что можно выбрать и рассчитать критерии эффективности для каждой из компаний, включенных в выборку (это и было сделано), затем выбрать группу из 5 или 10 лучших, постараться подробно рассмотреть их бизнес и… получить в результате обычную историю успеха, описаний которых пруд пруди. Гораздо интересней попытаться найти закономерности, влияющие на эффективность, а в результате и на успешность компаний.

Поэтому для начала не будем сразу заниматься классификацией а рассмотрим просто несколько моделей логик построения компаний:

Удельное княжество

Конгломерат

Вертикальная интеграция

Синергетическая компания

Концентрированная компания

Одна из наиболее жестких логик развития. Компания знает, что она умеет делать лучше всего, и развивает именно эту свою ключевую компетенцию не инвестируя в другие, имеющие порой большую краткосрочную доходность, виды бизнеса. В результате, как правило, удается существенно сэкономить на инвестиционных расходах, провести массированные инновационные вложения, обеспечить быстроту реакции компании на входящие сигналы рынка.

Приведенные варианты различных логик развития не претендует на полноту, но, тем не менее, большинство присутствующих на рынке компаний можно отнести к одному из присутствующих в ней классов. И что с того? Как использовать эту информацию?

На, самом деле, для всех этих логик можно найти единую ось. Начинается она от компаний типа «пожар» и конгломерат» - включающих в себя бизнесы, собранные безо всякой логики, затем идет «княжество» тоже широко диверсифицированное, но бизнесы в его структуре объединены в рамках общей логики. Дальше можно поставить синергетическую и вертикально-интегрированную компании, объединяющей логикой которых стала логика бизнеса. Они еще не являются концентрированными, но и широко диверсифицированными считать их было бы тоже неправильно. И, наконец – концентрированная компания, одиночный бизнес вместо группы. Так мы получаем ось диверсификация – концентрация.

Итак, если отнести каждую из компаний, включенных в исследуемую выборку, к одному из 3-х основных типов, то появляется возможность сравнить их между собой и найти некие общие закономерности. Значит, нужен механизм, позволяющий оценить степень диверсификации бизнеса компании. Для этого было введено 4 критерия:

Наличие в составе компании нескольких независимых бизнесов, выпускающих продукцию, предназначенную для разных рынков (например, Raytheon Company в состав которой входят подразделения, занимающиеся сетевыми технологиями, информационными системами, авиастроением, оборонными технологиями и т.п.);

Наличие у фирмы, работающей на один рынок нескольких несвязанных ключевых компетенций (например, химическая комания Rhom and Haas, использующие в производстве большое количество несвязанных технологий, базирующихся на разных парках оборудования);

Оценка компаниями уровня диверсификации собственного бизнеса;

Оценка логики построения бизнеса.

Первому критерию, очевидно, соответствуют высокодиверсифицированные компании. Второй используется для определения компаний с средним уровнем диверсификации. Концентрированные компании как правило не имеют в своем составе независимых бизнесов и несвязанных ключевых компетенций.

Собственная оценка компаниями своего уровня диверсификации достаточно интересна, но не может рассматриваться как истина в последней инстанции, так как достаточно часто под широкой диверсификацией» понимается просто выпуск разных видов продукции на одном оборудовании.

Четвертый критерий позволял выявлять степень диверсификации компании исходя из очевидной логики ее развития. Особенно эффективным этот критерий оказался для вертикально-интегрированных и синергетических компаний.