Мое меню

Опрос.

При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.

Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Приоритетность опроса:

· слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;

· исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

· личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

· индивидуальный или групповой;

· свободный или формализированный, фокусированный (направленный);

· устный или письменный;

· сплошной или выборочный;

· по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса:

· социолог, конструирующий инструментарий;

· анкетер или интервьюер;

· анкета или план интервью;

· ситуация опроса;

· респондент;

· социальная реальность.

Основные фазы опроса:

1. Адаптация:

· обращение;

· начало опроса.

2. сбор основной информации.

3. Завершение опроса.

Вопросы различаются:

1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);

2. По форме (прямые или косвенные);

3. По структуре (открытые или закрытые);

4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).

Разновидности опроса:

1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;

2. Интервью – непосредственный, устный опрос;

3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;

4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.