Мое меню

Значение и задачи анализа и управления себестоимостью

Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:

§ Планирование затрат. Представляет собой определение це­лей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выпол­нения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в лю­бой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированны­ми, определения отклонений и их анализ.

§ Контроль затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и за­пасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между пла­новыми и фактическими показателями, что позволяет оп­ределить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в бухгалтерском отчете о производственных затратах, направленном руко­водителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям. В результате обследования может выяснить­ся, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.

§ Управление стоимостью для принятия решений. На этой ста­дии происходят оценка точных и значимых данных о за­тратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также мож­но назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями. Вопросов, которые в этой связи время от времени возникают, много, и все они разные. Стоит ли приступать к производству нового изделия? Следует ли при­остановить выпуск продукции или производство каких-то услуг? Надо ли принимать заказ по специальной цене, ни­же нормальной продажной цены? Не лучше ли закупить комплектующие части, чем производить их собственными силами? Не следует ли заменить имеющееся оборудова­ние? Надо ли новое оборудование покупать или брать в аренду? Следует ли увеличивать производственные мощ­ности? Система управления стоимостью для того и пред­назначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способст­вовать внесению усовершенствований на постоянной ос­нове [40].

Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»

Перейти на страницу: 1 2